Год назад к нам за помощью обратился коллектив одной из организаций Подмосковья. В одну прекрасную ночь они все получили смс от крупного Российского банка с уведомлением о списании денежных средств их кредитных карт и просьбой позвонить в банк в течение получаса, если операция совершена не ими.
Стоит отметить, что уведомления от банков и мобильных операторов приходят в промежутке с 0 часов до 5 утра, когда люди обычно крепко спят и либо вообще не слышат смс-ок, либо спросонья не всегда способны понять о чём речь. Собственно, с нашими пострадавшими именно так и произошло – всего один человек услышал уведомление, однако посчитал смс-ку очередным кредитным предложением и даже не стал читать его. А зря.
С чего всё началось.
В организации, сотрудники которой обратились к нам за помощью, был открыт зарплатный проект в одном из крупных банков. Казалось бы, огромный российский финансовый конгломерат, счета в котором открыты у доброй половины компаний нашей страны, сотни сопутствующих услуг для бизнеса – план надёжный, как швейцарские часы.
Однако в любой большой надёжный механизм может залететь муха.
Прямо в офис к нашим пострадавшим приехал официальный представитель банка, вызванный, собственно, руководством, для централизованной замены пластиковых карт сотрудников, на которые работодатель перечислял заработную плату. Удобная услуга- сотрудникам не нужно никуда ехать для подачи заявлений и стоять в очередях отделений. Сами изготовленные карты им так же должны были привезти на работу.
Представитель банка, назовём его, допустим, Иван, активно предлагал бонусом выпустить нашим клиентам кредитные карты, да не абы какие, а сразу silver- никаких комиссий за неиспользование, бесплатное обслуживание, крошечный процент, да и лимит небольшой, “мало ли что, вдруг вы в отпуск поедете, а там аврал, и не хватит денег, а у вас всегда 60 000 под рукой, как спасательный круг”. Классический довод, в общем то, ну и в целом, в наше время кредитные карты есть почти у всех, на всякий случай, тем более многие банки действительно не берут никаких денег за их выпуск, не воспользовались ею- просто режете и выбрасываете по окончанию срока действия и никто никому ничего не должен.
В нашем случае на предложение банковского сотрудника согласились 8 человек из 15 и уже через неделю получили свой “спасательный круг”. Получили и забыли, как водится. А через полгода получили смс-ки о списании различных сумм.
Банк развёл руками.
Утром, когда наши доверители обнаружили на своих картах (напомним, лимит кредитных карт- 60 000 руб.) списания на различные суммы- 49 500 руб, 14 399, 2 799 и т.д- то забили тревогу, и само собой, первым делом обратились на горячую линию банка, где им подтвердили, что со всех указанных счетов были совершены покупки через онлайн-магазины.
Как оказалось, не все интернет-магазины и приложения требуют смс-подтверждения операций, высылая код, как наш РЖД, к примеру. На некоторых есть определённые лимиты, допускающие покупку просто с указанием номера карты и CVC/CVV кода.
После письменных претензий в банк, на согласованном очном приёме у начальника отделения, которое обслуживает карты наших доверителей, мы выяснили, что за несколько дней в само отделение и службу безопасности банка поступило более сотни аналогичных обращений о кражах средств с кредиток. При этом банк быстро выяснил, что во всех выдачах кредитных карт поучаствовал один и тот же человек- Иван. То есть, сотрудник тщательно записывал данные всех карт, которые он оформлял, а затем лично вёз на места работы своих клиентов. При этом, на момент совершения своих мошеннических действий, Иван уже давно уволился из банка и уехал в другой регион, откуда и совершал покупки через интернет, указывая данные кредиток, в которых был уверен.
Решение проблемы.
Естественно банк попытался обвинить наших пострадавших в том, что они сами виноваты- не проверяли кредитки, не оформили двойную аутентификацию, не читали смс- полный набор. Они не виноваты, это всё клиенты и Иван. Никаких денег банк возвращать не собирался, ищите Ивана, взыскивайте с него, а должки на кредитках необходимо погасить, будьте так добры.
Решить проблему помогло обращение в следственные органы, после чего в суд, где долго делали запросы в онлайн-магазины, через которые совершались покупки, а так же доказывали факт того, что пострадавшие находились в эти дни в Москве, и в регион, куда совершались доставки купленных товаров, не выезжали. Суд после более полугода перипетий встал на сторону пострадавших лиц, и признал все требования банка о погашении долгов незаконными. Более того, назначил выплату пострадавшим клиентам довольно приятных сумм возмещения морального вреда, оплаты услуг представителей и государственных пошлин. Деньги вернулись владельцам, на Ивана заведено уголовное дело, банк отправлен разбираться со своим “бывшим” самостоятельно.
Однако приятного мало. Время, нервы, деньги.
Как не попасться на уловки мошенников.
Конечно же, от удобных банковских продуктов отказываться не стоит. Кредитка “на всякий пожарный” действительно порой может стать спасением, однако, необходимо принять определённые меры:
- В первую очередь не забывать о её существовании и периодически проверять балас: к примеру, банк в любой момент может изменить оферту и начать списывать комиссию за обслуживание. Так же бывали случаи, что судебные приставы по ошибке списывали деньги с кредиток.
- Включить функцию смс-подтверждения онлайн-операций от 1 рубля, так как без кода мошенники не смогут завершить покупку.
- Включить оплату “улыбкой”, пин-код для оплаты на терминалах.
- Не передавать вашу карту в руки третьим лицам, не называть смс-коды, CVC|CVV и прочие данные карты по телефону неизвестным.
Если всё же вы случайно попались на уловки мошенников- стоит срочно обратиться в банк для блокировки карты, а затем в правоохранительные органы.
Наша компания всегда готова дать подробную консультацию по вопросам взаимодействия с государственными и судебными органами.
